Вся Соль — кулинарный блог Ольги Баклановой

Не остаться с носом в Грассе

«Первое условие, чтобы понять чужую страну, — ощутить ее аромат», — писал Киплинг. Если есть место на Земле, где данное проницательное замечание особенно верно, — это, конечно, Грасс в Провансе, город, который называют «мировой столицей духов».

В действительности Грасс – больше, чем духи и профессионалы, которые их нюхают (по-французски представителей этой редкой профессии так и называют Les nez, «носы»; эти носы умеют различать до 2000 разных ароматов, чему при определенных природных данных можно научиться). В Грассе учат различать запахи и создают ароматы не только для парфюмерии, но и для пищевой промышленности. Так что, приехав в Грасс, я в прямом и переносном смысле не осталась с носом.

Парадокс: Грасс в Средние века был больше известен как одно из самых зловонных мест на Юге Франции, поскольку специализировался на дублении кож. Мало что на свете имеет столь неприятный запах.

То, как Грасс заново изобрел себя, — это вообще очень французская черта, которая особенно заметна в Провансе. Приезжая сюда через несколько лет, видишь Прованс в новом свете, хотя как раз свет Прованса, когда перед заходом солнца воздух вдруг начинает наполняться расплавленным золотом, и так изо дня в день, – одна из самых постоянных вещей на свете.

Грасс сохраняет очарование маленького средневекового города, но в этих исторических декорациях помещаются высокотехнологичные компании, совершающие чудесное превращение ароматов, созданных природой, в бесконечные комбинации сложных ароматов, созданных человеком. Из 50 тысяч населения Грасса каждый третий прямо или косвенно связан с парфюмерией, а налоги от парфюмерных предприятий превышают доходы от туризма.

Мы побывали на одном из самых известных предприятий Грасса, Fragonard, где не только познакомились со всемирной историей производства духов и благовоний, насчитывающей 5 тысяч лет, но и смогли создать собственные ароматы.

Понятно, что при всей увлекательности процесса соединения разных ароматов этой работе предшествует несколько ключевых этапов. Прежде всего, все эти цветки, ароматные травы и фрукты надо вырастить. Холмы вокруг Грасса в климатическом отношении представляют собой исключительно удачные условия для выращивания всего пахучего и ароматного. Только цветков жасмина здесь собирают 27 тонн в год. Такие компании, как Шанель, выращивают в окрестностях Грасса розы на собственных плантациях.

То, что не растет в Грассе, доставляют из-за рубежа. Например, petit-grain, листья горького апельсина, растущего в Парагвае.

Мало вырастить и собрать в одном месте все эти цветы и плоды, из них надо извлечь их природные ароматы. Это делается двумя основными способами. Аромат цветов «достают» при помощи паровой дистилляции; плоды отдают ароматы благодаря холодному отжиму.

Туалетная вода, которую мы создавали, содержит около 7% эфирных масел, растворенных в этиловом спирте. Базовые масла со времен изобретения одеколона включают, прежде всего, ароматы цитрусовых: лимон, апельсин, мандарин, бергамот, нероли (цветок померанца, названный в честь княгини Нероли). В туалетную воду также могут входить масла лаванды, розмарина, тимьяна, жасмина, апельсиновых листьев (petit-grain).

Fragonard предоставляет возможность каждому стать на короткий миг парфюмером. Для этого не требуется убивать юных девушек по примеру героя известного романа, действие которого имеет место в Грассе. Передо мной поставили девять пузырьков. Три из них содержали базовые ароматы бразильского апельсина, итальянского лимона и итальянского же бергамота. Они должны были составить 85% туалетной воды. Остальные 15% можно было по капле пипеткой добавлять из других шести пузырьков. Что я и сделала, предварительно изучив каждый аромат.

Для человека, никогда не выступавшего в роли «носа», главная сложность заключается в том, что надо сохранить в памяти образы всех ароматов. Для этого ты пытаешься связать с каждым из них какую-то ассоциацию. В некоторых случаях такие ассоциации вполне очевидны, как, например, с розмарином, имеющим запах хвои; в других случаях образ никак не выстраивается в голове. Я долго билась с экстрактом парагвайских листьев, но в итоге так и отказалась от него, потому что аромат показался мне слишком характерным, а образа никакого не сложилось.

Вообще процесс создания туалетной воды — необыкновенно увлекательное занятие, напоминающее то, что мне так нравится делать на своей кухне, а именно создавать баланс вкусов новых блюд. Это очень схожие вещи, и неслучайно, как я отмечала выше, в Грассе производят не только ароматы для парфюмерии, но и для кондитерского дела.

В Москву я вернулась с флакончиком собственноручно созданной туалетной воды от Fragonard. Сейчас этот аромат стал домашним. Мой муж, который очень чутко (и, как правило, крайне негативно) реагирует на новые запахи, неожиданно весьма благосклонно отнесся к этому моему сочинению.

Знакомство с новыми ароматами состоялось благодаря любезному содействию Марины Смирновой (Business France), Комитета Мистраль и авиакомпании Air France, организовавших поездку в Прованс.

В материале использованы фото Анатолия Мирюка (Business France).

Не остаться с носом в Грассе
5 | Голосов: 34
Exit mobile version