Вся Соль — кулинарный блог Ольги Баклановой

Екатеринбург в четырех памятниках и шести зданиях

Памятник основателям Екатеринбурга на фоне Дома Севастьянова

У городов, расположенных на границе между полушариями и частями света, должно быть что-то общее и одновременно – особенное.

В Стамбуле это, несомненно, — Босфор, который зримо отделяет Европу от Азии.

В эквадорском Кито, в окрестностях которого проходит экватор, это Анды. Хотя, если честно, горы что к югу, что к северу от нарисованной на асфальте линии – совершенно одинаковые.

Стела Европа-Азия. Под основанием монумента заложен камень с самой западной точки Европы, португальского мыса Кабо-да-Рока

На окраине Екатеринбурга имеется порядка 20 памятных знаков, обозначающих границу между Азией и Европой. Без них догадаться об этой географической реалии было бы невозможно.

Тот, что вы видите на фото, — наиболее известный. Сюда привозили туристов, до начала пандемии – в основном китайских, а также заезжали свадьбы: выпить шампанского в необычном месте. Из винных бутылок сложили что-то вроде плетня — тоже своего рода пограничная стена.

Перманентная свадьба на границе Европы и Азии пела, плясала и пила шампанское

Золотая лихорадка

Спросите москвича, с чем у него ассоциируется Екатеринбург, — скорее всего, услышите нечто в диапазоне от сказок Бажова до расстрела царской семьи и от Ельцина до ОПС «Уралмаш». Между тем, столица Урала – это российский Сан-Франциско, город, испытавший восторг и разочарование настоящей золотой лихорадки.

Перечитайте «Приваловские миллионы» Мамина-Сибиряка: «Какой-то дикий разгул овладел всеми: на целые десятки верст дорога устилается красным сукном, чтобы только проехать по ней пьяной компании на бешеных тройках; лошадей не только поят, но даже моют шампанским; бесчисленные гости располагаются как у себя дома, и их угощают целым гаремом из крепостных красавиц».

В Доме Севастьянова в наши дни располагается общественная приемная президента РФ

Напоминанием о тех лихих временах является одно из самых заметных зданий Екатеринбурга, Дом Севастьянова. Рассказывают, что, когда архитектор пришел к хозяину с вопросом, в каком стиле строить дворец, тот ответил: «Строй во всех, денег хватит».

В Екатеринбурге меряются небоскребами

Вполне в духе времен золотой лихорадки — нынешнее соперничество двух главных небоскребов города. Один из них, башня «Исеть», расположен в недостроенном Сити. Другой находится через реку Исеть, позади Дома Севастьянова. Владелец небоскреба, страстный поклонник Высоцкого, нарек свою башню «Высоцкий». У подножья стоит памятник Высоцкому, единственный в России, где вместе с поэтом запечатлена Марина Влади.

На фоне башни Высоцкий дом Севастьянова кажется игрушечным

Два небоскреба смотрят друг на друга через реку и не испытывают друг к другу добрых чувств. Чтобы не оставить сопернику шансов, на крыше «Исети» установили металлический частокол – некое подобие короны.

Увенчанная короной башня Исеть доминирует в екатеринбургском Сити

Вообще екатеринбургские небоскребы – интереснейшая история, которой можно было посвятить отдельный пост. Например, есть жилая высотная башня, которая называются «Февральская революция». Каково это – жить в таком доме, в городе, где революционеры (пусть деятели не февральской, а октябрьской революции) расстреляли царскую семью?

Храм на Крови построен на месте дома инженера Ипатьева, в подвале которого расстреляли царскую семью

Еще одна примечательная башня Екатеринбурга – Водонапорная. Ее построили в конце XIX века, а в советские годы она некоторое время прослужила как жилой дом на две квартиры.

Старинная водонапорная башня одно время была жилым домом на две семьи

Городок чекистов

В архитектурном отношении Екатеринбург славится своими домами в стиле конструктивизма. Да что там домами – до наших дней дошел так называемый «Городок чекистов», целый квартал, построенный для сотрудников НКВД.

Проект представлял собой одновременно архитектурный и социальный эксперимент. В плане квартал имитировал колыхающееся на ветру советское знамя с гербом в виде серпа и молота, и по-настоящему оценить замысел архитектора можно только с воздуха. Функционально же все четырнадцать объектов соединены между собой под землей.

Здание Серп (ныне гостиница Исеть) на углу Городка чекистов

Наиболее заметным зданием является полукруглый дом, задуманный в виде серпа. Ныне здесь размещается гостиница «Исеть», а до войны это было общежитие сотрудников «органов». Как рассказывает экскурсовод, в доме жили и мужчины, и женщины, и для того, чтобы они быстрее знакомились и создавали ячейки общества, были устроены общие для обоих полов душевые,

Быт не должен был отвлекать сотрудниц от их главной миссии, поэтому кухни в квартирах не предусматривались; в основании дома находилась огромная фабрика-кухня, она же столовая. Впоследствии здесь помещался ресторан «Уральские пельмени», а сейчас – винный магазин.

Маска скорби: Европа-Азия

Примерно в то же время, что в центре Свердловска (советское имя Екатеринбурга) возводился Городок чекистов, в лесу на выезде из города происходили массовые расстрелы. Никто толком не знает, сколько человек закопано в шурфах и рвах в лесу на 12-м километре Московского тракта, но речь идет о тысячах, возможно, десятках тысяч.

Маска скорби: Европа-Азия, последняя работа свердловчанина Эрнста Неизвестного

В 2017 году здесь открыли бронзовую скульптуру Эрнста Неизвестного «Маска скорби: Европа-Азия». Одна бронзовая маска с европейскими чертами обращена в сторону Европы, другая, с азиатскими чертами, смотрит в противоположную сторону. Эрнст Неизвестный родился в Свердловске. Он не дожил нескольких месяцев до установки этой своей, последней работы.

Памятник основателям Екатеринбурга

Москву основал один человек, князь Юрий Долгорукий. У Екатеринбурга сразу два основателя: Василий Татищев — историк, военный, инженер и чиновник, — и генерал Де Геннин; то ли немец, то ли голландец, который при приеме на русскую службу сообщил о своих, как мы бы сейчас сказали, компетенциях: «С юности своей научен и ныне основательно разумею архитектуру гражданскую, домов строение, делание всяких потешных огнестрельных вещей, японской олифой крашеные соломой изображения преизрядно на бумаге вырезать и прочие хитрости».

На табличке у поднождия монумента основателям Екатеринбурга перепутаны их фамилии

Среди прочих хитростей генерал преуспел в дворцовых интригах. В Екатеринбург он был направлен Петром, проверить донос на Татищева, что тот будто бы брал взятки (Татищев, как это ни странно в петровском окружении, взяток не брал). В итоге историку и генералу пришлось трудиться вместе, но любовью друг другу они не воспылали.

Потомки поставили изваяния отцов-основателей на общий постамент, да еще и перепутали их имена на вычурной табличке.

Белоснежный Ельцин

Единственным монументом Екатеринбурга, выполненным в белом мраморе, является памятник Борису Ельцину. Скульптор Франгулян изобразил первого российского президента в виде устремленной ввысь фигуры, высеченной из гигантского куска белоснежного камня, который, в свою очередь, похож на небоскреб в миниатюре, — благо памятник расположен в екатеринбургском Сити.

Памятник первому российскому президенту охраняют сотрудники ЧОПа

Мраморный Ельцин стоит у ступеней Ельцин-центра на улице имени Ельцина. Не все земляки президента оценили скульптурную композицию, поэтому рядом с памятником прогуливаются мрачного вида дядьки в бушлатах с надписью «ОХРАНА» на спине.

Екатеринбург в четырех памятниках и шести зданиях
5 | Голосов: 9
Exit mobile version